К первому веку до нашей эры в известном тогда мире существовали только две великие сверхдержавы – Рим и Парфия. Рим завоевал пространства от Атлантического океана до Ближнего Востока, от покрытых снегами Альпийских гор до знойных песков Северной Африки. В свою очередь Парфия унаследовала почти все территории, ранее входившие в состав персидской империи Ахеменидов и государства Селевкидов. Если историю Рима мы довольно подробно изучаем в школе, то о Парфии в учебниках сказано всего несколько строк. Вообще данных об этом государстве и о парфянах подозрительно мало. А между тем парфянское влияние на судьбы древнего мира было воистину огромным. Просуществовав около 500 лет, Парфянское царство оставило свой неизгладимый след. Реальное могущество парфян как-то не вяжется с редкими упоминаниями о них у античных писателей. Такое впечатление, что источники по парфянской истории сознательно уничтожались заинтересованными влиятельными лицами. Американский востоковед Р. Фрай обратил внимание на весьма удивительный факт: «Мы знаем о парфянах меньше, чем об их предшественниках». Известно, что Страбон написал специальную работу по истории Парфии. О ней также писали Аполлодор из Аретемиты и Посидоний. Арриан специально посвятил Парфии свое произведение «Παρθικά». Ныне эти произведения утрачены. Ученые полагают, что к утрате парфянских источников приложили руку, отвоевавшие у парфян власть Сасаниды и позднее арабы. Я думаю, что еще более потрудились на ниве забвения парфянской истории ранние христиане. Почему? Наберитесь терпения. Обо всем по порядку. Населявшие юг России скифы, в VII веке до н.э., как вихрь пронеслись по всей Малой Азии, Сирии и Палестине, оставив в старозаветных воспоминаниях иудейства ужасы Гога и Магога. Почти четыреста лет спустя часть скифо-сарматских (сакских) племён вновь двинулась в поход и между Каспийским морем и Амударьей на севере, Евфратом на западе, Индией на востоке и Индийским океаном на юге, основала Парфянскую империю. Ее создатели парны, по данным Страбона, являлись частью племени даев (дахов) и сначала проживали около Меотиды (Азовского моря) и назывались ксандиями и парнами, а потом переселились на восток от Каспийского моря. Их миграция, вероятно, была связана со следующим обстоятельством. У скифов было принято посылать младших сыновей в военные походы для того, что бы они при помощи оружия могли отвоевать себе новые земли. Основателем Парфянского царства считается Арсак. По словам римского историка Юстина, Арсак был человеком «большой доблести». Его имя дало название династии Арсакидов. Народная традиция, записанная аль-Бируни, связывает Арсакидов с мифическим хорезмийским героем Сиявушем. В исторических источниках различного периода имя Арсак так же пишется, как Аршак, Арцах, Аршаг, Ершаг и т.д. Для этого имени предлагалась несколько этимологий. Но вероятнее всего это имя означает «медвежонок» и происходит от аланского (сарматского) «арс» (медведь). Понятие «парн» восходит к сакральному мидийскому слову фарна, фарр (авестийское хварянаш, хварна), что означает по-талышски – «фяр» - «лучший», а на авестийском «блеск», «сияние», «слава», «божье благословение» и «блеск, великолепие» в современном персидском языке. Именование даев - парны было связано с тем, что они были носителями «фарры» - славы богов или племенем, из которых назначались цари - обладатели фарры. Фарра (хварна) считалась признаком Святого духа, как противовес лжи (друджа). В Яштах «Авесты» (19. 34-35) сообщается, как царь Йима (Джамшид) стал лгать и тогда «от него хварна, в облике птицы отлетела». Следовательно, спускалась на человека она подобным же образом. В русском языке сохранилось слово, происходящее от слова «хварна». Когда человек заболевает, то есть от него удаляется Святой дух, божье благословление, говорят, что тот захворал. Один из вариантов изображения хварны - нимб вокруг головы - стал атрибутом христианских святых, Богородицы и самого Христа. Грубо говоря, обладание хварной (фаррой) соответствует понятию «помазанник Божий». В какой-то степени носители фарры – это обладатели Святого Духа. Об одной из разновидностей хварны - хварне Заратуштры в «Денкарте» (600, 20) говорится, что она в огнеподобном виде проникла в тело матери Заратуштры, а затем стала частью самого пророка. Это вполне можно сравнить с рождением Христа от Святого Духа, то есть при помощи божественной хварны. Хварна была неразрывно связана с огнем. Значение термина «парн» также совпадает с первоначальным значением термина турк, который, происходит от слова tur-kun (tar-qan) со значением «возрастной класс молодых неженатых воинов». В таком случае, термин парн мог быть иранской калькой тюркского термина турк. То есть парн – это девственник. В русском языке молодые люди называются схожим словом – «парни», а на греческом языке слово «девственник» звучит, как «парфенос». Дахи (даи) упоминаются в древнеперсидских надписях, как одно из сакских племен, живших в низовьях Сырдарьи, а в III в. до н.э. переселившихся на юг, к границам Парфии. Их название, по всей видимости, происходит от общеиндоевропейского слова «Деи» (Боги). В 3-четверти III в. до н.э. парны, объединив под своим руководством ряд других сакских племен, захватили власть в Парфии и, смешавшись с местным оседлым населением, приняли самоназвание парфян. Но как они называли свое государство до сих пор не установлено. Арсакиды уничтожили в Парфии власть македонской династии Селевкидов. В средневековой «Истории епископа Себеоса» сообщается, что «на одиннадцатом году даря Антиоха парфяне восстали и освободились из-под власти македонян, и воцарился Арсак Великий, сын царя тетальского в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов, которому покорились все народы Востока и Севера… Вот парфянские властители, которые царствовали после Арсака, их отца, в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов. Говорят, что у Арсака, царя парфянского, было четыре сына: первого, говорят, он воцарил в стране Теталов, второго над киликийцами, третьего над парфянами и четвертого над Армянской землей». Теталия – это название территорий, находившихся под властью индийских Арсакидов. Теталия включала Бактрию, страны, прилежащие к Инду, а также земли саков и аланов, т. е. территорию от Кандагарских гор до устья р. Инд (см.: История Армении Мовсеса Хоренаци). Бахл-Шахастан - являлся главным торговым центром Бактрии. Через него проходили караваны, направлявшиеся в Китай и Индию. Обратите внимание, что Арсакидам подчинялись не только народы Востока, но и Севера. Вопрос, до каких пределов? Династия Арсакидов именуется также Пахлавуни, поскольку историческая традиция считает, что ее корни, на каком то этапе произрастали из Бахла (Балха) или Пахлава. Царь Парфии правил при поддержке именитых родов: Карен, Сурен, Испахпат, Спандиат, Михран, Зик, Гью. Совет знатных и Совет из мудрых людей и магов (волхвов), т. е. парфянского жречества, составляли часть центрального правительственного аппарата. Власть царя была ограничена этими государственными образованиями. Когда в стране осложнялась политическая обстановка или царь вступал в преклонный возраст, назначались соправители царя из числа его сыновей или из представителей знати. Подобное происходило в Иране еще при Ахеменидах. По версии немецкого археолога и филолога-ираниста, профессора восточной археологии Берлинского (1918-35) и Принстонского (США, с 1936) университетов Эрнста Херцфельда такой наследник-соправитель назывался Сыном человеческим. Царем мог быть только Арсакид. В последствии каждый царь Парфии назывался Арсаком. Имя основателя государства стало эквивалентом слова «царь», подобно тому, как имя Гая Юлия Цезаря – Цезарь, обозначало титул императоров в Риме. Территория Парфии делилась на сатрапии и царства. Во главе сатрапий стояли, назначаемые Арсаком, нахвадары. Аппий, писавший во II веке, говорит о 72 сатрапиях. Стратегически важные области возглавляли специальные наместники — питиахши, превосходившие своей властью нахвадаров. Крупными чиновниками являлись «начальники крепостей». Города, имевшие полисное устройство, сохраняли своё самоуправление, но в них сидели царские эпистаты. Плиний упоминает, что в конце I века в Парфии существовали 18 царств, в том числе 11 «верхних» и 7 «нижних». Парфяне имели интересную привычку назначать своих царей на территории, которые когда-либо входили в состав империи Ахеменидов, законными наследниками которых они себя считали. Один раз в год парфяне устраивали сбор дани со своих подданных, который назывался «усбор». Слово звучит почти как по-русски - «сбор». По данным историка В.Абаза, в Парфии был принят герб в виде одноглавого орла с распущенными крыльями и держащего в клюве поверженную змею. Изображения хищных птиц были любимыми образами парфян. Их мечи часто имели рукоятки, заканчивающиеся головкой орла, а на парадном щите из Нисы, вокруг вычеканенного царского трезубца среди пальметт раскинули крылья десять орлов. В древних российских гербах также встречаются подобные двуглавые орлы со змеей в клюве. Парфяне, как и все скифо-сарматы, имели индоевропейскую внешность. В основном были светловолосы и голубоглазы. Об этом свидетельствует большое количество изображений на монетах, фресках, на бытовой и военной утвари. Парфяне имели длинные светлые волосы, длинные бороды и усы. Цари парфян подвязывали волосы лентой практически так же, как древние славяне. Парфяне, как и вообще скифы, одевались в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского кучерского кафтана, с вырезанным воротом, подпоясанным узким ремнем. На ногах они носили сапоги и длинные широкие анаксириды (штаны), подвязанные у щиколотки. Их одеяние во многом сохранилось у кубанских и запорожских казаков. Язык парфян был смесью скифского и мидийского языков. Парфяне использовали арамейский алфавит для письма, но читали слова согласно их собственному произношению. Созданный на основе арамейского алфавита письменный язык парфянских канцелярий состоял более чем наполовину из арамейских слов, которые, однако, полагалось читать по-парфянски. Таким способом, в частности, записаны документы архива из Нисы. Сейчас найдено свыше двух тысяч документов из древней парфянской столицы, написанных на парфянском языке арамейским письмом (I в. до н. э.). Среднеиранский язык, получивший название парфянского пехлеви, был одним из государственных языков в Парфии. Немногие сохранившиеся на нем памятники написаны арамейским алфавитом по системе гетерограмм. Материалом для письма служил пергамент. Китайский путешественник II века до н.э. Чжан Цянь отмечает поразивший его способ письма парфян на арамейском языке слева направо. На арамейском пишут наоборот - справа. Немецкий исследователь Д. Г. Мессершмидт, открывший для науки енисейское письмо, ошибочно считающееся тюркским, отмечал, что рунические знаки в ней сочетаются с древними парфянскими буквами. То есть парфянская письменность не была чужда рунам. Многие надписи, в том числе на монетах с изображением царей делались на греческом языке. Правда, при этом допускались существенные ошибки в написании. Греческий язык являлся основным в городах и широко применялся в торговых операциях. На греческом языке составлены юридические документы из сельской местности в Мидии. При его помощи царь царей переписывался со многими городами. На западе были распространены арабские наречия. Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, поклонялись богу Ахурамазде, его сыну Митре и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем, Митра выступал у них часто в виде главного бога. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с верованиями парфян. Священной книгой зороастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще более древней божественной книгой арийцев «Ригведой». Жрецы культа - маги (волхвы) считали себя прямыми наследниками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, происходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим в Челябинской области предполагается наличие его священной могилы. Вообще зороастризм эпохи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что парфянский зороастризм очень сильно отличался от того, основы которого прописаны в «Авесте». Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнаружат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие религиозные направления, поскольку был тесно связан с религиозными представлениями сако-сарматов, из среды которых парфяне и появились. Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходили парфяне, в ту пору была распространена религия, среди которой выделялся культ солнечного божества, носившего различные имена, и в первую очередь - Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств. Парфянские боги часто изображались в образе греческих богов: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра, как Аполлон и т.д. В Маргиане был широко распространен буддизм. В середине I века в Адиабене ее правитель Изат принял иудаизм. Иудеи жили на территории Парфии в большом количестве еще со времен Вавилонского плена. Они пустили там глубокие корни. Именно в парфянский период в Вавилонии были заложены основы Талмуда, и именно в Парфии находился иудейский Синедрион после его изгнания из Палестины. Парфяне не преследовали иудеев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались большими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, выжимая все соки из покоренных народов, как это было позднее почти во всех странах Европы. Например, в мавританской Испании. Складывается впечатление, что Арсакидов интересовал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти. Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно... Продолжение следует.
Если у Вас возникли вопросы или предложения, напишите нам на E-mail: history365@yandex.ru